Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проектная деятельность обучающихся. "Использование QR-кодов в образовательном процессе". Зубова Ольга Владимировна, учитель информатики ГБОУ СОШ №625 Невского района г. Санкт-Петербург Понушков Александр Алексеевич, обучающийся 11 класса ГБОУ СОШ №625 Невского района г. Санкт-Петербург Рассмотрим пример проектной деятельности обучающегося 11 класса ГБОУ СОШ №625 Невского района г. Санкт-Петербурга "Использование QR-кодов в образовательном процессе". Обучающийся поставил перед собой целью исследования изучить эффективность применения QR-кодов в образовательном процессе и их влияние на повышение заинтересованности учащихся в освоении учебного материала. Для этого он поставил перед собой следующие задачи: Изучить теорию по данному вопросу. Проанализировать научные статьи и мастер-классы по внедрению современных IT-технологий в школах и составить инструкцию по использованию QR-кодов. Экспериментальным путем выяснить, насколько актуальна эта тема для учащихся нашей школы (анкетирование). Разработать рекомендации для учителей. Создать брошюру «5 главных сражений Великой Отечественной войны». Актуальность заявленной им темы заключается в необходимости использования QR-кодов в образовательном процессе, что способствует стимулированию интереса в области организации школьной жизни и усилению мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Мы живем в эпоху информатизации и каждый день должны успеть обработать много разнообразной информации, которая встречается нам в разных формах во всех сферах жизни. Одна из задач педагога - помочь ученикам в освоении умения работать с информацией. Это не только осуществление поиска информации, но и активное освоение универсальных учебных действий. Наличие на уроках мобильных телефонов у учеников вызывает часто негативную реакцию у учителей. Но в современном мире без телефона не обойтись. И логично было бы учить детей правильно использовать смартфоны, а не запрещать их. Ученики должны понимать, что возможности их телефонов не заканчиваются на играх. Телефон может стать отличным помощником в учёбе, поможет заинтересовать ребёнка, поможет развивать его индивидуальность. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов? Сделать смартфон своим помощником и использовать для этого технологии QR-кода. В той или иной форме обучающиеся ежедневно работают с информацией. Они осуществляют поиск, обработку, накопление, передачу информации, переводят её из одной формы в другую и т.д. Использование сервисов для различных видов обработки информации, во-первых, может оказать помощь преподавателям как в урочной, так и во внеурочной деятельности; во-вторых, приведёт к привлечению внимания школьников, к их большей заинтересованности по сравнению с традиционными формами обучения и позволит повысить их мотивацию. В современном мире сотовые телефоны имеют практически все (обучаемые, педагоги, родители и др.), что позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности. QR-коды могут стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Рассмотрим возможности использования системы QR-кодов в образовательном процессе в качестве средства повышения мотивации обучающихся: 1. В QR-коды можно помещать ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, помогающие решить конкретную учебную задачу. Распечатав коды, их можно вклеивать в рабочие тетради и блокноты обучаемых. 2. При организации проектной деятельности с помощью QR-кодов можно представлять коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии, а затем публиковать на страницах сайтов поддержки проекта, на плакатах. 3. QR-коды, содержащие ссылки на Интернет-ресурсы, можно размещать на информационных стендах учебных кабинетов и лабораторий в качестве видео или мультимедиа комментария к учебному материалу. Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стендов классов. 4. Контрольно-тестовый материал для учебных занятий, выполненный в виде карточек с различными вариантами заданий, может быть представлен в форме QR-кодов. Для этих целей существует специальный сетевой сервис ClassTools.net (он доступен по ссылке: https://www.classtools.net/QR). 5. Во время учебных занятий можно проводить онлайн-опросы учащихся с использованием мобильных устройств, не прибегая к помощи систем голосования, воспользовавшись программой «Plickers» или «Mentimeter». 6. Одним из способов индивидуализации обучения может стать выдача домашних заданий, зашифрованных в QR-коды – это уменьшит вероятность списывания и повысит интерес обучающихся. 7. Заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание можно при проведении различных игр, мероприятий, в том числе внеклассных, когда на одном из этапов задание будет предложено в виде QR-кода, прочитав который можно будет выполнить задание. 8. QR-коды можно размещать на бумажных и электронных визитках, бейджиках участников различных мероприятий, конференций, слётов. Это побудило обучающегося провести исследование, целью которого было выяснить, хотят ли ученики, чтобы QR-коды применялись в образовательном процессе. В опросе приняло участие 155 учащихся. 90 % опрошенных ответили, что знают, что такое QR-код и с какой целью он используется. В повседневной жизни они чаще всего встречают его на кассовых чеках и в рекламе. 3/4 опрошенных полагают, что у QR-кода есть будущее. Более 100 учащихся знакомы с приложением для сканирования кода и около 60% из них им пользуются. Количество детей, которые редко, но сталкиваются с QR-кодами на уроках составляет чуть более 30%. На вопрос о том, уместно ли использовать QR-коды в образовательной деятельности – 66 % детей дали положительный ответ (рис. 1) 1167765231140 Рис 1. Возможно ли использование QR-кодов в образовательной деятельности На рисунке 2 более подробно представлены возможности, которые даст образовательному процессу использование QR-кодов. -38103810Рис 2. Возможности использования QR-кодов в образовательной деятельности Также было выявлено, что для учеников эта тема актуальна и интересна. Более 50% опрошенных хотели бы узнать больше информации о создании QR-кодов, а также об истории их создания и применения. Результаты данного исследования показали, что данная тема в полной мере отражает реалии настоящего времени, привлекает учащихся своей необычностью и новизной. Использование QR-кодов в образовательном процессе способствует повышению мотивации и познавательного интереса обучающихся. Чтобы применение QR-кодов в учебной деятельности прошло максимально легко и доступно, обучающимся была разработана инструкция для педагогов «Использование QR-кодов в образовательном процессе» (рис.3). После проведения эксперимента обучающийся дал педагогам следующие советы и рекомендации: 1) помните: QR-код прост и удобен в использовании, возможности его применения неограниченны; 2) QR-код может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным; 3) его можно использовать в учебной, игровой, проектной, внеурочной деятельности. Можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. 110490452755000110490000 Рис.3 Инструкция «Использование QR-кодов в образовательном процессе» 4) QR-код – это возможность организовать пространство вокруг себя так, как было бы удобно вам и вашим ученикам. Таким образом, можно сделать вывод, существует множество способов и приемов активизации учебной деятельности учащихся с помощью технологии QR-кодов. Скорость, легкость и доступность такой работы является огромным плюсом, а новизна и связь с интернет-технологиями делает ее по-настоящему мощным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Заключительным этапом проектно-исследовательской работы, стало создание проекта «5 главных сражений Великой Отечественной войны» с применением QR-кодов. Обучающимся были проанализированы теоретический материал и интернет - ресурсы по самым значимым сражениям Великой Отечественной войны. В перечень этих сражений вошли: битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Белорусская операция и Берлинская операция. При оформлении проекта информация о сражениях была закодирована с помощью QR-кодов, которые в дальнейшем были нанесены на карты военных действий Великой Отечественной войны (рис.4). Практическая значимость проекта «5 главных сражений Великой Отечественной войны» заключается в возможности его использования учителями на уроках истории, а также при проведении внеклассных мероприятий. Таким образом, цель и задачи проектно-исследовательской работы были достигнуты. Практическая значимость работы заключается в возможности использования QR-технологий в образовательном процессе. Список использованных источников и литературы: 1. Бурлуцкая Н.А. QR-коды как средство повышения мотивации обучения // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». – 2016. – № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/qr-kody-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-obucheniya2. Всемирная история войн / А.Г. Мерников. – Минск: Харвест, 2010. – 640 с.: ил. 3. Литус К.Д., Напалков С.В. QR-коды в образовании школьников // Международный студенческий научный вестник: электронный научный журнал. – 2015. – № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13951 4. Пять самых важных битв Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. URL:https://page.maple4.ru/inoe/stati/interesnoe/2414-5-samyix-vazhnyix-bitv-velikoj-otechestvennoj-vojnyi.html Рис.4 «5 главных сражений Великой Отечественной войны»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»